
С 18 по 21 апреля в Экспоцентре на Красной Пресне пройдут
Теперь ежегодно
С этого года выставка «Нефтегаз» будет проводиться в апреле в ЦВК «Экспоцентр» ежегодно, а не раз в два года, как это было до сих пор. Как сообщили организаторы, такое решение принято в связи с особой ролью
Выставка «Нефтегаз» вошла в десятку ведущих мировых смотров оборудования для нефтегазовой промышленности, став узнаваемым международным брендом. История выставки берет свое начало в 1978 году, тогда в Баку прошел первый международный смотр достижений нефтегазовой отрасли, организованный Всесоюзным объединением «Экспоцентр». Сегодня — это отраслевое событие мирового уровня и ведущая выставка оборудования и технологий для отечественной нефтегазовой индустрии.
Национальный нефтегазовый форум — первое в современной истории России мероприятие федерального масштаба, организованное Министерством энергетики Российской Федерации совместно с ведущими предпринимательскими и отраслевыми объединениями — Российским союзом промышленников и предпринимателей,
Эти два крупнейших мероприятия отрасли взаимно дополнят друг друга, став обновленной, еще более эффективной площадкой для взаимодействия органов власти и отраслевых объединений, бизнеса и научного сообщества в решении стратегических задач модернизации и инновационного развития ТЭК России.
В работе форума и выставки принимают участие члены правительства РФ, руководители профильных министерств и ведомств, лидеры экспертного и
Политика углеводородов
При нынешних темпах добычи такого количества нефти должно хватить на 55–60 лет. То есть в краткосрочной перспективе человечеству не угрожает нехватка нефти. Однако неопределенность в этом плане может носить не геологический, а политический характер: более 65% мировых запасов нефти находятся на Ближнем Востоке, и свои нынешние темпы нефтедобычи регион может сохранять еще долгие годы.
Нефть стала показателем «здоровья» всей мировой экономической системы. В истории человечества никогда еще не появлялось более сильного природного инструмента и в то же время никогда еще человечество настолько от природного ресурса не зависело. Современный мир борется за нефть. Некоторым странам повезло больше — их территории обогащены огромными запасами черного золота, а некоторые из них создают резервы. Большая часть существующих в мире запасов обнаружена на Ближнем Востоке, в Мексиканском заливе и в нескольких других местах земного шара. Отдельные страны выигрывают от невероятно высоких концентраций нефти.
С доказанными запасами, то есть с уже разведанными нефтяными компаниями месторождениями, ситуация более или менее ясна. Десять лет назад в 2003 году компания BP, геологи из USGS и ряд известных специалистов в своих отчетах пришли к выводу, что доказанные запасы нефти в мире составляют от 1000 до 1100 млрд баррелей. За последние 10 лет были найдены новые месторождения, а также появились технологии, увеличивающие эффективность добычи нефти. Поэтому в 2013 году BP назвала новую цифру — 1680 млрд баррелей. Всемирный энергетический совет в докладе World Energy Resources с ней согласился.
А у нас и нефть, и газ
По запасам природного газа Российская Федерация занимает первое место в мире. Его разведанные запасы на 2013 год оцениваются примерно в 46,7 трлн кубических метров. Это составляет около 32% всех мировых запасов. Самые крупные газовые месторождения РФ, как и нефтяные, находятся в Западной Сибири. И хотя Россия обладает самыми большими мировыми запасами «голубого топлива», крупнейшее месторождение находится в Персидском заливе в территориальных водах Ирана и Катара и носит название Северное/Южный Парс. В пятерку крупнейших российских газовых месторождений России входят Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское, Ленинградское и Русановское.
Как сообщил в середине марта министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, доказанных запасов нефти в России хватит только на 28 лет. Количество нефти, о которой известно, где, как и сколько ее извлекать, составляет, по оценкам экспертов, около 14 млрд тонн.
В то же время министр пояснил, что извлекаемые запасы нефти составляют около 29 млрд тонн. Это те запасы, которые теоретически можно извлечь из недр. И если считать, что добыча сырой нефти (без газового конденсата) в 2015 году предварительно составила около 505 млн тонн, то открытых запасов хватит на 57 лет.
С другой стороны, еще три года назад, когда Минприроды России опубликовало ранее засекреченные данные о количестве запасов нефти и газа, запасы нефти в России на 1 января 2013 года составляли 17,8 млрд тонн, запасы газа — 48,8 трлн кубических метров.
Расхождение за столь короткий период значительное, но об этом чуть позже.
Запасы надо доказать
«Доказанные запасы» представляют собой запасы нефти, о которых, исходя из анализа геологических и инженерных данных, можно сказать с высокой степенью уверенности, что они являются коммерчески извлекаемыми с определенной даты, исходя из известных резервов и в нынешних экономических условиях. «Доказанные запасы» — термин, используемый наиболее распространенной в мире классификацией, она учитывает не только вероятность нахождения нефти и газа в месторождении, но и экономическую эффективность добычи этих запасов.
Самое интересное
Скептики считают, что мир уже близок к кризису в области энергетики. Всемирный энергетический совет говорит о катастрофических изменениях уже при жизни нынешних поколений. Надо понимать, что такие изменения не наступят внезапно. Растущий дефицит традиционных энергоносителей начнет ощущаться значительно раньше, чем через 60 лет. Учитывая растущие объемы потребления, доступных запасов нефти осталось не так уж и много, считают аналитики из ВЭС.
Впрочем, разговорам о том, что нефть заканчивается, уже, наверное, лет пятьдесят. И за это время разведанные запасы нефти и газа не уменьшились, а, наоборот, увеличились. Есть и те, кто убежден, что традиционных запасов нефти и газа хватит до конца века. В таких прогнозах, как правило, используется нетрадиционная сланцевая нефть. Ее добыча уже ведется в нескольких странах, в том числе в США и России (Баженовская свита, потенциальные ресурсы которой больше, чем все мировые запасы). К сожалению, коэффициент нефтедобычи из сланцев составляет 10–15%. Если довести этот коэффициент хотя бы до 30–40%, то запасов хватит на многие годы.
Откуда что берется
Вообще, проблема исчерпания нефти упирается в вопрос ее происхождения. Большинство ученых придерживаются биогенной теории. Суть ее в следующем: нефть образовалась из остатков живых организмов в ходе длительного (в течение миллионов лет) и сложного процесса. Но существует и другой взгляд на рождение нефти. Еще Дмитрий Менделеев обратил внимание на то, что месторождения часто находятся рядом с разломами земной коры. Он предположил, что через эти трещины в кристаллическом фундаменте вода с поверхности Земли поступает на глубину, где взаимодействует с определенными веществами. Образующиеся в результате реакций углеводороды поднимаются по разломам вверх, где и формируют нефтегазовые месторождения.
Если истина на стороне биогенной теории, то запасы нефти невосполнимы и все ее месторождения иссякнут достаточно скоро. Но если верна абиогенная теория, то нефть — ресурс восполняемый. И вполне возможно, что на больших глубинах, к которым мы только подбираемся, есть нетронутые месторождения, которые ждут открытия. В этом случае «пик нефти» отступает на неопределенный срок.
Такая неопределенность и стала одним из факторов значительного разброса статистических данных по всем категориям запасов нефти. Поэтому крайнюю важность приобретает еще один показатель — прирост запасов. Или активность по разведке недр.
Дело в качестве
В мае 2014 года в Минприроды обещали, что к 2020 году запасов станет больше на 6 млрд тонн. Правда, часть этого пополнения (около 20%) происходит только на бумаге — за счет пересчета коэффициента извлечения нефти для каждого месторождения. Еще 15–20% прироста происходит благодаря открытию новых месторождений. В основном же запасы пополняются за счет доработки старых месторождений — современные технологии позволяют обнаружить нефть, которую раньше найти не удавалось. По оценке Роснедр, такая доработка старых месторождений при современных технологиях может продлиться еще 5–10 лет.
Специалисты Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) считают, что добыча в России растет более быстрыми темпами, чем запасы. По данным Минприроды, запасы за десять лет (2004–2014) выросли на 7,6%, в то время как добыча — на 13%, с 465 млн до 526 млн тонн.
О росте запасов регулярно отчитываются почти все крупные нефтегазовые компании. Так, в 2014 году «Сургутнефтегаз» за год восполнил ресурсную базу на 76,8 млн тонн, на 25% превысив собственную добычу. Прирост доказанных запасов «Лукойла» на 21% превысил добычу. Значительно превысила прогнозные уровни восполнения запасов «Роснефть». В конце 2013 года она объявляла, что прирост запасов составит 450 млн тонн нефтяного эквивалента при добыче в 250 млн тонн, но из них 130 млн тонн запасов принесла скважина
При этом, несмотря на прирост запасов, их качество существенно снижается. Снижение качества ресурсной базы становится наиболее серьезным вызовом для нефтегазового сектора России наравне с санкциями ЕС и США.
Существенно сократились размеры новых открываемых месторождений: если раньше месторождение с запасами в 50 млн тонн считалось хорошим средним открытием, то сегодня нефтяные компании рады открытиям в 3 млн тонн. Это подтверждают данные Минприроды: если в 2005 году на балансе ведомства было 2107 нефтяных месторождений, то к 2015 году их количество выросло на 40%, при росте запасов на 7,6%. Также большинство новых месторождений находится далеко от инфраструктуры, поэтому рентабельность их добычи, особенно при небольших запасах, может быть отрицательной. И, наконец, качество нефти на новых месторождениях хуже, легкой нефти (с низким содержанием серы и низкой плотностью) практически не осталось.
По словам экспертов, 55% в ежегодной добыче нефти до сих пор обеспечивают месторождения, введенные в эксплуатацию еще в СССР, при этом коэффициент извлечения нефти на них до сих пор выше, чем на новых месторождениях.
Чем дальше, тем труднее
Сколько еще в России неизвестных месторождений, непонятно. В Роснедрах говорят, что нефтяные компании не слишком активно вкладываются в разведку — за последние 20 лет в России не подготовили ни одного нового района нефтедобычи. С 2010 по 2012 год бурить стали на 25% меньше. При этом российские власти постоянно борются за расширение континентального шельфа, на котором также можно добывать нефть.
Что касается добычи трудноизвлекаемой нефти, то ее в России добывают мало. Этот процесс начался совсем недавно. К 2020 году Минэнерго рассчитывает, что доля трудноизвлекаемой нефти составит 11% от всей добычи. Для сравнения: в США в 2012 году эта доля составила треть от добытой нефти. В Минприроды и других ведомствах говорят, что раньше у нефтяников просто не было стимулов заниматься дорогостоящей разработкой труднодоступных месторождений — хватало и обычных источников. Для компаний, которые занимаются освоением «трудных» запасов, предусмотрены налоговые послабления, но в Роснедрах считают, что существующая система налогообложения недостаточно стимулирует бизнес.
Кроме того, при низких мировых ценах на сырье, при снижающемся спросе нефтяным компаниям сложно находить ресурсы для добычи трудноизвлекаемой нефти. Есть и политические факторы —
Альтернативы пока нет
Участники выставки
Нефть и нефтепродукты являются главной статьей российского экспорта, около 49% от всего объема. Федеральный бюджет РФ планируется с учетом цен на нефть. А кроме этого нефтегазовая отрасль доминирует во многих регионах Российской Федерации.
Специалисты видят только один путь избавления зависимости российского бюджета от нефтегазового сектора — диверсификация экономики. Развитие перспективных отраслей промышленности с использованием новейших технологий. Для этого есть все предпосылки, хорошая материальная база. Но быстро перестроить экономику не удастся, и экспорт российских энергоносителей еще долгое время будет давать основную часть государственных доходов.
Евгений Шестинский,
ЦВК «Экспоцентр»
